понедельник, 15 июня 2015 г.

Стихии - это просто -3.





На квадрате стихий можно смоделировать любую систему,


Например так.


Или так.
Главное правило, чтобы центр - перекрестье качеств было внутри закрашенной фигуры.
Если вы описываете реальный объект, то в нём обязательно, хоть в малой части, но содержаться все четыре стихии.


Скажем ком земли. Содержит и Воздух и Воду и Огонь, например в виде ионов, растворённых в воде или в виде травинок или семян, прилипших к нему. 
Позволю себе обозвать некими условными терминами векторы имеющихся парных шкал.
Тепло – вектор накопления энергии (нагрев)
Холод – вектор уменьшения энергии (охлаждение)
Можно рассмотреть эту пару подробнее.

Воздух субстанция хоть и наполненная, но по сравнению с Водой более разреженная. И если рассматривать переход охлаждения от Воздуха к Воде, то "чистое мышление" будет становится всё более эмоциональным, в нём всё более будет проявляться не только личный опыт, но и родовая память. А значит процесс будет становиться всё более трудноуправляемым. Возрастёт роль метафорических языков сознания. Точность, открытость, понятность выводов, аргументации будет замещаться интуитивными, трансовыми состояниями. В экстремально крайнем положении человек будет не способен логически и алгоритмически мыслить. Каждое понятие, каждый поступок потребует сложных внутренних ритуалов по вхождению в правильное состояние и трансляции полученной информации в приемлемом для понимания виде. Чистый Воздух будет не способен оценить способ получения подчас уникальной и очень жизненной информации, полученной чистой Водой, потому ей не будет веры. Вода - практик. Её информация всегда связана с реальной ситуацией, реальными людьми - носителями проблемы, вопроса. Воздух в этом понимании - теоретик. Он легко формирует абстрактные понятия, образы и теории совершенно не связанные с реальностью. Поэтому главное в этой паре векторов - это оптимизировать реализацию задуманного. Вода слишком размыта, неконкретна, Воздух слишком отвлечён, абстрактен. И то и другое - крайности. Задача - синтезировать оба подхода. 

Вторая пара Огонь - Земля.
Тут оба элемента - сухие, то есть проявляется низконаполненные среды, переход происходит на уровне скоростей и границ.
Огонь - это не только потенциальность, но и движение в чистом виде. Тепло в этом смысле - это быстрота. Причём быстрота относительная. Окружение Огня чаще всего оказывается холоднее и медленнее, а значит вызывает ощущение не просто торможения, а буквально препятствия, стены. А потому понятно рефлекторное стремление Огня это препятствие снести, разрушить. Сухость позволяет не отвлекаться Огню внутрь сознания. Большая часть решений для Огня просто очевидна, то есть рефлекторна. И вот если прослеживать нисхождение по оси, то есть охлаждение Огня по мере приближения к холоду возрастает роль препятствия. Говоря субъективным языком препятствия становятся всё крепче, сил становится всё меньше. Вплоть до того, что препятствия становятся всё интереснее для человека. Человек начинает интересоваться границами, структурами и формами. Человек начинает их изучать, классифицировать, создавать. Более того, всё, что хоть сколько нибудь устойчиво и долговременно привязывает к себе внимание человека.
И наоборот. При возрастании "температуры", как переход от Земли к Огню, человек начинает делать акцент на движении и изменении. Ему начинает казаться, что процессы вокруг могли бы совершаться быстрее, интенсивнее. Что окружающие работники не стараются ускорить получение результата, достигнуть окончания работ. И Огонь начинает людей подталкивать, по возможности ускоряя процесс и убирая препятствия к его реализации. Нужно заметить, что начинают бороться два фундаментальных принципа быстрее и проще против сложнее (подробнее) а значит качественнее. 
Задача тут  опять в балансировке между осмысленностью задачи (простоте, быстроте решения) и фундаментальностью её постановки ( подробностью решаемой задачи ). Подчас просто нет нужды полировать и украшать гравировкой гвозди на которые вешаются картины.

И вторая пара переходов как бы по горизонтали.
Влажность – вектор увеличения пластичности (намокание, растворение)
Сухость – вектор уменьшения пластичности (концентрация, высыхание) 


Верхняя полуплоскость между Огнём и Воздухом определяется степенью влажности при высокой температуре.
Огонь, отвечающий, как уже описывали, за скорость процессов и стремящийся к разрушению препятствий при увлажнении (повышению наполненности) начинает как бы удваивать картину мира. Помимо функции изменения Мира по мере движения от Огня к Воздуху нарастает функция его отражения, изучения и познания. А поскольку температура в среднем по больнице у обоих стихий высокая отражение мира отличается скоростью и проникаемостью. Скорость у воздуха трансформируется в вездесущесть, всеобъемлимость.
Для Воздуха важно побывать везде и всего коснуться. Если Огонь обязан снести препятствие, то для Воздуха важнее оценить не только сам факт его наличия, но и то, что за препятствием находится. Ему важнее проникнуть, миновать препятствие, нежели бороться с ним. Воздух в большинстве случаев - есть необходимая причина для появления Огня. Чтобы преодолеть препятствие о нём нужно сначала узнать. Огонь в своём крайнем проявлении настолько быстр, что узнаёт о препятствии в момент его разрушения, а Воздуху, как бы и не требуется бороться с препятствием - оно ему не мешает. 

Нижняя полуплоскость - Иньская. Сил как бы нет ни на что.
Вода как бы не понимает смысл борьбы с препятствиями. Там даже такой проблемы не возникает. Там совершенно другие задачи. В силу своей пластичности Воде трудно удержать равновесие. Воде требуется опора, определённость, а Земле наоборот. Она излишне жёсткая, негибкая и от того - хрупкая. Как известно из мифологии, не только красота, но и сама Жизнь вышла из Воды на Землю. Поэтому задача этой оси (шкалы) баланс между пластичностью и жёсткостью. Как говорят китайцы, молодость определяется не возрастом, а гибкостью... То есть чем более пластична форма, тем она долговечнее.
Вода в этом смысле - есть смысл, содержание, наполнение, суть формы. А Земля её каркас, носитель, материал...
Форма без Воды - пуста. Форма без Земли не проживёт и секунды расплывшись, изменив очертания...  
.
Ну и далее гармоничные переходы (консонансы):
Переход от Воды к Воздуху – нагрев
Переход от Воздуха к Воде - охлаждение
Переход от Земли к Огню – нагрев
Переход от Огня к Земле – охлаждение
Переход от Воды к Земле – это высыхание
Переход от Земли к Воде – это намокание
Переход от Воздуха к Огню – это высыхание
Переход от Огня к Воздуху – это увлажнение

Кроме гармоничных переходов существуют негармоничные, когда происходит трансформация сразу по двум шкалам. Более энергозатратное действо. У физиков есть понятие устойчивости, так вот консонансы – это скорее неустойчивые процессы. В смысле – процессы, которые не просто удержать под контролем.

Конфликтные (негармоничные) переходы ( диссонансы):
Переход от Огня к Воде – охлаждение и увлажнение
Переход от Воды к Огню – нагревание и высыхание
Переход от Воздуха к Земле – охлаждение и высыхание
Переход от Земли к Воздуху – нагревание и увлажнение

Для того чтобы даже приближённо описать всё многообразие процессов заложенных в символике этой четвёрки нужно писать толстенную книжку...
И мне было очень сложно (начинал четыре раза) удержать уровень абстракции, чтобы не начать описывать интереснейшие для меня частности, коих легион. 

Продолжение следует...