понедельник, 25 мая 2015 г.

Про уровни рефлексии, петли и циклы.




На выходных разговаривали опять с друзьями про всякое. Захотелось оставить тут пару мыслей.

(Всё высказываемое я буду говорить от первого лица, чтобы не быть испорченным телефоном.)

Итак, для меня существует три основных уровня рефлексии. 
  Первый уровень. Непосредственное проживание. То есть я отождествляюсь с происходящим и больше ни о чём не парюсь.
  Второй уровень. Разотождествление. Я могу понять, что помимо проживаемого мной, есть ещё и я, разотождествлённый с переживаемым. При этом я могу запомнить свои внутренние переживания по отношению к внешне проживаемому. И при повторении этих внешних проживаний узнать похожие внутренние переживания (или то, как они будут меняться).
  Третий уровень. Я могу представить возможные события и вспомнить те состояния внутри меня, которые обычно возникают в соответствии с подобными событиями. И спланировать ресурсы.
  Это как бы база. Не умея разотождествляться я как бы не смогу запомнить и соответственно предвидеть.
  Далее. Реальность состоит из повторяющихся событий-переживаний и событий нестандартных, то есть новых, которые несут новые, непривычные переживания.
  Каждое повторяющееся событие можно предсказать заранее и предсказав, внутренне к нему подготовиться. Повторяющиеся событие я называю петлями или циклами.
  А дальше можно разделить события на внутренние и внешние петли.
  Внешние петли чаще всего легко разделить например по временному и календарному масштабу.
День-ночь (сутки), неделя (расстояние между двумя выходными), месяц (расстояние между двумя зарплатами), время года (сезонные занятия, погода, одежда...), год (расстояние между двумя отпусками). Ну и т.д.
 Запомнив примерные диапазоны колебания внутренних состояний в рамках цикла их легко можно отфильтровывать, как легко предсказуемые, а потому требующие стандартного реагирования.
Внутренние петли имеют более хаотические причины для запуска, но и они у меня имеют стандартные циклы, например работа-отдых, или, вот, обучение содержит обычно спиральную структуру из множества вложенных циклов по типу работа-отдых, но с эффектом появления навыка или усвоения информации. Есть много поведенческих циклов, например потребность в общении или сопереживании, адреналиновый цикл, когда требуется побузить и прочая. 
Каждая цепочка внутренних и внешних петель может быть синхронизирована между собой или нет. Например первичным детонатором ситуации может служит внутренняя причина (сон, или инсайт). А может внешняя, например чп на работе. 
Далее любые циклы, как внутри, так и снаружи опираются прежде всего на ресурсы. Наличие ресурсов для прохождение того или иного текущего цикла кардинально меняет ситуацию. 
Ну тут вообщем то даже пояснять нечего. Единственно, что если существует дефицит ресурсов, например нет времени восстановиться после работы, то мелкие (короткие циклы) передают эстафету более продолжительным.
Далее. Если человек хорошо запомнил свои петли, которые он легко (стандартно) проходит, причём с накоплением ресурсов, в свои права автоматически должно вступить правило буравчика, когда помимо вращательно движения должна возникнуть составляющая поступательного движения.
Куда будет двигаться человек зависит от того, к чему он стремится. Чем конкретнее цель и чем легче человек проходит стандартные циклы, тем проще человеку предсказать сроки внутреннего или внешнего изменения для достижения поставленной цели.
При достижении цели, а значит и при планировании распределения ресурсов в рамках цикла, очень часто помимо предсказуемых факторов возникают факторы внезапные или случайные.
Очень интересно наблюдать корреляцию внутренних циклов и внешних случайных казалось бы факторов. В просторечии подобная корреляция называется интуицией, когда внутренние состояния уже поплыли, а снаружи ничего пока что не происходит.

Далее. Можно сказать, что часто человек не способен заниматься рефлексией серьёзно и держать хотя бы второй уровень. Я для себя это связываю либо с недостаточной мотивацией, то есть человек ни чего не хочет от жизни, либо с недостатком ресурсов и не умением их экономить. Недостаток ресурсов может быть связан с их утечкой в связи с болезнью того или иного вида.
Есть мнение, про то, что генетика, наследственность, воспитание, равно как и некий изначальный, врождённый запас навыков (способностей) ставит людей в кардинально различные условия, а потому не всем нужно заниматься саморазвитием вообще и достижением промежуточных целей в частности. 
Думаю, что уровень осознанности и усилия, которые человек вынужден прикладывать к достижению той или иной цели конечно различаются от человека к человеку, но стремиться к постановке, а затем достижению той или иной цели необходимо для всех, например жизнь проходит под флагом гедонизма и развлекухи. Этому тоже можно учиться и постигать этот опыт с некой самоотдачей и мобилизацией сил, что, как результат, часто приводит к разочарованию в подобной жизни и жизненному кризису, как второй (ночной) половине начатого глобального цикла. Ведь даже саму жизнь вполне можно рассматривать, как одну из петель в цепочке перевоплощений.