пятница, 4 октября 2013 г.

Про лодку святого духа в образе голубя, Бабу Ягу, Домовину, символику Русской печки и прочая...

Продолжение. Начало ТУТ.
Началось с того что я рассказывал про увиденную в ИСС конструкцию.
Захотелось узнать про подобные конструкции побольше.
Через несколько часов интернет серфинга у меня постепенно начало складываться некое целостное представление про подобные "Избушки".
С самого начала я подумал про ритуальное назначение подобного артефакта и решил, что это могила человека со сложной символикой, вплетённой в сложную мифологическую и обрядовую структуру того времени и места.
Вспомнил про кладбище староверов и решил копнуть в ту сторону.



Вот так выглядят их ритуальные памятники. Причём они имеют название "голубцы" (как одноимённое блюдо) или "голбцы".
После того как я нашёл это название материал хлынул мощным потоком - оставалось только впитывать.


Известно, что шаманов хоронили вот так на "лодках" в кронах деревьев или как тут - на очень высоких столбах. Подобные обряды оставались значительное время и поныне остались следы подобных захоронений.


Например такие. Взято ТУТ.
Но позже (?) вместо лодки стало использоваться немного другая, более сложная конструкция "домовина", или избушка. Помните в сказках - "избушку на курьих ножках"?


Сказочная "домовина".





И в реальности!
 К слову сказать лодка тоже не пропала - её место стал занимать Гроб.


И тут я чуть было не упустил очень важную смысловую "ветку"...
Оказывается "Голбцами" назывались не только "могильные конструкции", но и помещение за печкой.

"На Урале слово "голбец" означает "подпол", т.е. подвал непосредственно под полом избы. Слово до сих пор активно используется в уральских деревнях. Отличие голбца от погреба в том, что голбец находится непосредственно под полом избы, а погреб может находиться и вне избы и, самое главное, находится по слоем земли (погреб - от погребен). В более ранние времена существовало два голбца - верхний, тот который между печью и палатями, и нижний - подполье. Верхних голбцев сейчас в деревнях уже нет и слово это фактически вышло из употребления. По мнению многих исследователей, слово "голбец" произошло от скандинавского golf - пол, и от поморов распространилось по многим регионам России, особенно, на Урале и в Сибири, где выходцев с русского севера было особенно много." 

Настил, как я помню называется "полати". 
Взято ТУТ.
"Однако на перекрыше не только тесновато, но и жарко: не каждый любитель печного пара такое выдержит.
 Поэтому поверхность перекрыши расширяли с помощью пристройки. На верху голбца вровень с ней настилали березовые или дубовые доски. Благодаря этому образовывалась просторная лежанка. Постель на ней стелили так, чтобы ноги были в тепле, а голова находилась в относительно прохладном месте и не перегревалась. При необходимости, например при простудных заболеваниях, подушку всегда можно отодвинуть подальше от стенки и лечь так, чтобы не только ноги, но и спина оказались на горячей печи. Иногда, чтобы смягчить жар, доски стелили также на перекрышу печи. Теперь считается, что дуб и береза выбирались для лежанок потому, что эти деревья обладают подпитывающей биоэнергетикой и помогают человеку быстрее восстановить силы после тяжелого трудового дня. Однако прежде всего дуб и береза подходили для лежанки потому, что не имели смолы, которая со временем вытапливается из древесины. Очень важно было и то, что твердая древесина не обугливается при очень высокой температуре. "
Кроме того, у печки, помнится, был столб!
Смотрим например ТУТ.

"На куты русская изба разделяется двумя брусьями-воронцами (полатным и пирожным), уложенными перпендикулярно на верхний срез печного столба. Пирожный брус тянется к передней стене избы и отделяет женскую часть избы (около печи) от остального пространства. Часто его используют для хранения выпеченного хлеба.
Существует мнение, что печной столб не должен обрываться на уровне воронцов, ему следует подниматься выше, под самую матицу; в этом случае космогония избы была бы полной. В глубине северных земель обнаружилось нечто подобное, только, пожалуй, ещё более значительное, статистически надёжно продублированное не один раз.
Старинная русская изба. Резной элементВ непосредственной близости от печного столба, между пирожным брусом и матицей, исследователям встретился (почему-то никому дотоле не встречался) резной элемент достаточно ясного, и даже символического смысла.
Трёхчастность подобных изображений трактуется одним из современных авторов так: верхняя полусфера – это высшее духовное пространство (чаша «небесных вод»), вместилище багодати; нижняя – небесный свод, покрывающий Землю – наш видимый мир; среднее звено – узел, вентель, место расположения богов, контролирующих поступление благодати в наш нижний мир.
Кроме того, легко представить его как верхнюю (перевёрнутую) и нижнюю Берегиню, Бабу, Богиню с поднятыми руками. В среднем звене прочитываются привычные конские головы – символ солнечного движения по кругу.
Резной элемент стоит на пирожном брусе и именно подпирает матицу.
Старинная русская изба. Резной элементТаким образом, в верхнем уровне избяного пространства, в центре старинной русской избы, в самом значимом, ударном месте, мимо которого не пройдёт ни один взгляд, воочию воплощено недостающее звено – связь Мирового Древа (печного столба) и небесной сферы (матицы), причём связь в виде сложного глубоко-символичного скульптурно-резного элемента. Надо отметить, что он располагается сразу на двух внутренних границах избы – между обжитым относительно светлым низом и чёрным «небесным» верхом, а также между общей семейной половиной избы и запретным для мужчин священным алтарем – бабьим и печным кутами.
Именно благодаря этому запрятанному и очень вовремя нашедшемуся элементу можно выстроить ряд взаимодополняющих архитектурно-символических образов традиционных крестьянских культурных объектов и сооружений."
Взято ТУТ.
И теперь вспоминая про берёзовые и дубовые доски настила читаем ТУТ:
"В мифологии славян береза предстает в виде Мирового Древа. Среди бушующих волн сказочного моря-океана лежит райский остров Березань — там и растет солнечная береза, вниз ветвями, вверх корнями. Образ Космического Древа береза принимает и у сибирских шаманов, символизируя нисхождение энергии космоса и восхождение человеческого духа. "
Там же:
"Правда, береза, как женский талисман, помогала только больным девочкам и девушкам, поэтому их водили или носили в березовую рощу, а мальчиков — в дубраву."
А Дубрава - это Дубовая роща.
То есть по мифологии мальчики общаются с Верхним миром через дубовое мировое дерево, а девочки через берёзовое. И то и другое присутствует при строительстве полатей над голбцом.

"Печь и голбец - хозяйственная пристройка, конструктивно связанная с печью, - продолжает Е. В. Гаврилова, - возможно, исторический прототип современного встроенного шкафа- по народным поверьям являлись жилищем домовых и прочей нечистой силы. Поскольку в голбце располагался еще и спуск в подполье, он олицетворял связь между жилым, домашним пространством и нежилым, опасным и неизвестным. В некоторых народных сказках есть упоминания о том, что колдуны держали в голбце подвластную им нечисть в образе птичек, в то время как обычно туда в зимнее время загоняли мелких домашних животных и птиц».печь в избеникого не удивляет, то наличие голбца у многих гостей вызывает вопросы. Не все понимают назначение этого элемента убранства, а, между тем, проектируя русскую избу, современный архитектор должен включать голбец в интерьер дома, так как это полностью соответствует русской избе-«оригиналу». Уделим немного внимания голбцу. Согласно «Википедии», «Голбец — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати и спуска в подклет». Здесь мы прервем цитату, чтобы дать объяснение термину «подклет». Согласно тому же источнику, «подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба… Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа».Но… возвратимся к голбцу. Он, как сказано в «Википедии», «может быть оформлен в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Иногда чулан называется верхним, а подполье — нижним голбцом. Располагается у входа на жилой этаж (житьё) или за перегородкой в стряпной (на кухне), при этом находится напротив Красного угла.

                            Считается имеющим, помимо утилитарного,

 сакральный смысл — связь мира живых с миром предков."



Итак проводим параллель заупокойного "Домовища" и "Русской печки".

И там, и там Столб - Ось мира или мировое дерево.

И там, и там трёхчастная структура.

 И там, и там сторож ("баба яга").

И там, и там - вертикальное взаимодействие между мирами. 

К слову, и там, и там - полати на которых лежит тело. 

Логично было бы предположить, что изба так же есть лодка или корабль, плывущий

 по мировым водам. 

Вспоминается:

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
(Быт.1:1-2)

Как же выглядело то, что "носилось над водами"?
А есть "иллюстрация"!

Голубь Святого Духа в Соборе Святого Петра.

Это Голубь. А я так понимаю - всё это время мы говорили про "ГОЛУБЕЦ".
Неплохое совпадение!
И для полноты картины - почему же голубец (блюдо) называется голубцом.
Смотрим ТУТ:

"Считается, что голубец появился достаточно недавно, в 18-19 веках. В этот период на Россию оказывает большое влияние французская кухня. В частности, становится популярным блюдо из голубей, целиком зажаренных на решетке. Блюдо называлось бесхитростно – «голуби». Будто бы в тоже время стали жарить «ложных голубей» – капустные листья, наполненные мясным фаршем."

То есть блюдо Голубцы - произошло чисто светским порядком и ни какого 

отношения к  мифологии не имеет?

Но можно вспомнить, что кору "женского древа мира берёзы" издревле 

использовали для обёртывания тела после смерти. Чем не "капустный лист"?

Мой ассоциативный ряд насытился. Я многое уразумел и готов к перевариванию

того, что узнал за сегодня.

И несколько красивых фотографий напоследок.  


Поначалу кажется странным зачем тут эта фота?
Это настоящие староверы. Посмотрите на форму перекрытия арки ворот. Это - лодка!
Она практически полностью повторяет форму захоронения шамана - см. в начале поста.




А это "просто печная труба". Трёхчастный орнамент - "баба". 



Вот такой вот могильный крест.