среда, 28 августа 2013 г.

Маршрутизация сигналов в Фрути Лупс (попытка разобраться)-3.


Итак я снова о том же.
Начало ТУТТУТТУТ, и... И ТУТ!
Фактически, собираю всю имеющуюся инфу в одну большую кучу и рисую на эту тему некие "весёлые картинки", чтобы представлялось проще, а вспоминать было быстрее.

Сейчас я хочу проследить опять ту же самую цепочку по которой сигнал от МИДИ-клавиатуры, проходя через DAW(Digital Audio Workstation) вообще и FL Studio, в частности, превращается в звук и звучит через Аудио Мониторы!
Для этого я нарисовал Картинку. Вот тут она получше.


1. Нажатие на клавишу музыкальной МИДИ-клавиатуры заставляет её генерировать МИДИ-сообщение "not on", которое посылается по заранее настроенному на этой клавиатуре МИДИ-каналу через её MIDI-out.
В DAW оно принимается секвенсором FL Studio и направляет на внутренний МИДИ-канал. В FL Studio СООТВЕТСТВИЕ  MIDI-канала, на которую настроена клавиатура, и Внутренних каналов секвенсора тоже нужно настроить заранее. Особенно когда у Вас несколько внешних МИДИ-контроллеров. Далее, производя операции внутри FL Studio, говоря о каналах, подразумевают ВНУТРЕННИЕ КАНАЛЫ этой программы.


2. Каналы могут программироваться в виде паттернов, как нажатия кнопок в Step sequencer-е. Это старый способ программирования, используемый преимущественно для ритмических (барабанных) лупов (сетов).


3. Или в виде отпечатков клавиш в  Piano roll-е. Это более "современный" и более гибкий способ программирования. Он используется обычно для мелодических партий (рифов, грувов).


4. Каналы, расположенные по номерам сверху вниз, образуют Паттерн. Паттерн - это единица кратковременных музыкальных фраз. Один луп, один сет, один рифф, или один грув определяется именно паттерном. На каждый из каналов паттерна назначается один "голос" синтезатора или семплера.


5. Фактически, заготовив паттерны (кубики) - можно просто расставить их на игровом поле Play list-а. В окне  Play list-а можно комбинировать Паттерны на оси времени, управлять их сочетаниями и звучанием при помощи автоматизации и тд. Собственно, Play list - это и есть секвенсерная часть FL Studio. Кроме того, есть возможность играть паттернами в реальном времени, нажимая на кнопки и клавиши, стуча по разнообразным сенсорным пэдам или экранам, нажимая педали или переключатели (свичи), а так же крутя колёса, ручки или передвигая джойстики и фейдеры у ВНЕШНИХ МИДИ-КОНТРОЛЛЕРОВ.

6. Паттернов может быть много. Их классификация и программирование происходит в окне Степ секвенсора (Step sequencer). Но количество каналов, присутствующих в каждом из паттернов всегда неизменно. Нужно учесть, что не рекомендуется использовать один и тот же канал (один и тот же голос синтезатора) в двух разных паттернах для разных партий. Проще назначить на каждый голос по несколько каналов. Каждую партию тот же самый голос синтезатора (фактически, новый инструмент) будет играть при этом по отдельному каналу.

7. Для воспроизведения программируемых в паттернах нот требуется каждому каналу присвоить реальные голоса синтезаторов или сэмплеров.
Фактически, до этого я говорил о движении МИДИ сообщений. И только Синтезаторы создают наконец-то реально аудио информацию - собственно звук, представленный, правда, в цифровой форме. При назначении синтезаторов на канал есть два пути. Точнее есть два основных типа синтезаторов. Родные и чужие.



8. Родные "синты" настраиваются присвоением синтезатору номера канала в окне "Свойства канала". Присвоил - первый номер - сигнал получил первый канал на микшере. Присвоил второй номер - сигнал получил второй канал на микшере - просто и легко.


9. Неродные "синты", то есть те, которые не идут в комплекте с FL Studio называются VSTi-инструментами. Выпускаются они сторонними производителями. И, думаю, понятно, что таких в арсенале музыканта со временем становится большинство. Так вот, они подключаются через специально настраиваемую оболочку Fruity Wrapper. И все сигналы поступают сначала в неё. Но удобнее подключать сначала плагин MIDI-OUT.  Задавая номер на правое окошко PORT мы назначаем номер порта MIDI-out этого плагина.


В свою очередь у Fruity Wrapper есть два настраиваемых окна.
Окно SETTINGS.


Тут главное указать номер на Input Port, совпадающий с номером порта в плагине MIDI-OUT. То есть мы посылаем сигналы с 3-го порта плагина  MIDI-OUT и принимаем его тоже 3-м портом Fruity Wrapper-а.
10. Второе настраеваемое окно Fruity Wrapper-а - PROCESSING.




Назначив номер Outputs мы, фактически, назначаем канал микшера, который будет принимать аудиосигнал с этогоVSTi-инструмента. 
ВОТ ТУТ делается попытка назначить на каждый голос VSTi-инструмента свой канал микшера и свой канал MIDI-сообщений. Пока я не смог этого повторить. Собираюсь попозже, установив Omnisphere, воспроизвести алгоритм полностью.
Но в Степ-секвенсере каждому каналу присваивается ещё один номер канала  в окне Свойства канала.   
Что же будет, если мы назначим один номер канала в окне Свойства канала, а второй в окне Fruity Wrapper-а - PROCESSING.
Смотрим на картинку:


Оказывается номера складываются. Но на канале Микшера указывается метка с номером основного канала, назначенного в окне его свойств. Думаю, существует иерархия - в Свойствах канала задаётся номер основного  канала, а далее во  Fruity Wrapper-е  все остальные номера каналов нужно начинать нумеровать с нулевого. Это требуется для распределения по каналам Микшера нескольких голосов VSTi-синта. То есть именно то, что я пока не смог запустить.
Кстати, тем, кто любит эксперименты, могу сообщить, что в Fruity Wrapper-е номера каналов могут быть и отрицательными, так что арифметика каналов подчас может оказаться не такой простой и однозначной! 
А что будет, если номер порта назначенный в плагине MIDI-OUT присвоить не одному, а нескольким VSTi-инструментам? Они все будут звучать синхронно и одновременно. Это можно хорошо использовать для всяких ритм-барабанов, программируемых обычно слоями.
11. Помимо смешивания (микширования) аудио сигналов с разных каналов, есть ещё одна дорожка по которой сигналы могут посылаться на эффекты и возвращаться обратно.Но об этом наверное уже позже, что ли...