воскресенье, 12 августа 2012 г.


02.08.2012

Воздушный мультитач

"Воздушные дисплеи", разработанные астраханской компанией Displair, похожи одновременно на голограмму и мираж, но при этом реагируют на прикосновения. Сейчас в компании закончился первый раунд посевных инвестиций, и в 2013 году планируется начать продажи «воздушных экранов».

Система Displair – это проектор и экран, на который проецируется картинка. Экран представляет собой облако, которое сформировано из мельчайших частиц влаги при помощи специального распылителя. Частицы воды настолько малы, что в силу размеров и сильного поверхностного натяжения остаются твердыми даже при столкновении с физическими телами, не оставляют влажных следов, не замерзают при температуре до −50°С и существуют до +50°С. Целостность и стабильность изображения сохраняется даже при проникновении в него посторонних объектов – то есть, если вы ткнете пальцем в картинку, частицы воды сомкнуться за вашим пальцем, оставив изображение целым. Изображение на нем может быть как статичным, так и динамическим. При этом оно полностью материально проницаемо, безопасно и экологически чисто. Мало того – изображениями на дисплее можно управлять при помощи рук или любого другого предмета. Оптическая система мультитач способна обрабатывать до 1500 касаний одновременно с временем задержки менее 0,2 с.

Фотографии «воздушного экрана» кажутся, скорее, кадрами из многочисленных фильмов про далекое будущее, но на самом деле технологию эту разработали в Астрахани, и первый прототип был сделан из увлажнителя воздуха и обычного проектора.

Автор идеи и нынешний директор компании Максим Каманин тогда учился на 5 курсе Астраханского государственного университета и много рассуждал с друзьями про технологии будущего. Идея проницаемых изображений, возникающих в воздухе, казалась ему сама интересной. Каманин изучал теорию миражей, и в итоге пришел к выводу, что дифракцию света на различных микрочастицах можно «приручить» - руководствуясь этим соображением, он и собрал тот самый первый прототип из увлажнителя и проектора, с которым поехал на форум «Селигер-2010». Там разработку заметили, предложили способы коммерциализации. В 2011 году компания, созданная Каманиным, стала резидентом Сколково. Потом о Displair написал Mashable и TechCrunch – одни из самых популярных зарубежных ресурсов о технологиях. Это привлекло к компании внимание западных инвесторов. В результате их нашел главный редактор East-West Digital News Адриан Энни, которые стал их ментором. В результате 2011 году у компании уже была своя стратегия привлечения инвестиций. Компания провела презентацию в Российской венчурной компании и привлекла первые небольшие деньги - 149 тыс долларов. На эти средства в феврале 2012 набрали команду и отстроили бизнес-процессы.

«Мы были молоды и неопытны, и у нас был риск продать 40% компании за 30 млн рублей, - рассказывает заместитель директора по стратегическому развитию Андрей Мельников. – На этом бы для компании все, вероятно, и закончилось бы. К счастью, мы избежали этого, и пошли по нормальному для стартапов западному пути – с привлечением «посевных» инвестиций». Вскоре после этого в компанию вложилась Leta Group. Её инвестиции составили 750 тыс долларов.

Затем вошел ряд мелких инвесторов - бизнес-ангел и член совета директоров «Яндекс» Эстер Дайсон, CEO Acrobator Бастиан Годска (руководил также развитием и маркетингом компаний Ozone.RU, KupiVIP.ru, Lamoda.Ru и других интернет-проектов), частный бизнес-ангел Антон Карасевич, экс-директор по развитию сети «Одноклассники».

«Тогда мы могли уже позволить себе выбирать инвесторов, - комментирует Мельников. - Выбирали мы по статусу ивозможностям». Сейчас в компании 51 человек. Они работают над программным обеспечением, аппаратной частью, качеством картинки. Самая большая часть работ – это работа с аэродинамикой. «Минимальные отклонения в соплах могут привести к искажению картинки, - поясняет Мельников. - Это очень точное, наукоемкое производство» Узловые комплектующие Displair возит из США и Китая. «В России производства неэластичны, здесь мы просто не можем разместить заказ», - сетует Мельников. Эта осень для компании – предрыночный этап. К 1 октября «воздушный экран» уже будет готов к продаже и сдаче в аренду. Среди возможных рынков сбыта Мельников называет рекламную отрасль (экран может использоваться в качестве рекламного носителя), медицину (в операционных кабинетах, для восстановления моторики после операций), армию (для проведения учений), HORECA (электронные меню, имиджевые технологии), «Воздушный экран» может стать альтернативой для обычных статичных POS-терминалов в Японии. «Японцы очень не любят касаться того, чего уже касались другие люди, - рассказывает Мельников. - Поэтому обычные терминалы там не пользуются популярностью».

«Orange» - французский телекоммуникационный гигант - уже заявил на переговорах, что специально для Японии готов приобрести пробную партию в 700 устройств. Кроме этого, микрочастицы воды могут передавать запахи, а значит, устройства будет востребовано, например, производителями парфюмерии.

За 2013 год компания Displair планирует реализовать 3 000 устройств. Прибор будет стоить от 10 до 15 тыс долларов. При их реализации выручка компании должна составить около 40 млн долларов.

«Российский рынок для нас не является приоритетным, - говорит Мельников. - Основной рынок сбыта – это США, Западная Европа, Япония, Китай, Корея». Сейчас у Displair есть технологические конкуренты – американская компания Heliodisplay, финская FogScreen и российская «Поливизор». Но они выпускают гораздо более тяжелые и дорогие «туманные экраны» - из-за отсутствия аэродинамических разработок изображение на их экранах разрушается обычным сквозняком.

Так что сейчас конкуренты Displair – это скорее производители ЖК-экранов, до которых «воздушные» аналоги пока не дотягивают по четкости изображения. Но в 2013 году компания планирует ликвидировать этот разрыв.